У≈сли же вы отступите и оставите уставы ћои и заповеди ћои, которые я дал вам, и пойдЄте и станете служить богам иным и поклон€тьс€ им, то я истреблю »зраил€ с лица земли ћоей, которую я дал им, и храм сей, который я осв€тил имени ћоему, отвергну от лица ћоего и сделаю его притчей и посмешищем у всех народовФ

(2-е ѕаралипоменон 7:20).

1. »стукан Ц как символ €зыческих держав,
властвующих над царством »зраил€.

    

   У¬ третий год царствовани€ »оакима, цар€ »удейского, пришЄл Ќавуходоносор, царь ¬авилонский, к »ерусалиму и осадил его. » предал √осподь в руку его »оакима, цар€ »удейского, и часть сосудов дома Ѕожьего, и он отправил их в землю —еннаар, в дом бога своего, и внЄс эти сосуды в сокровищницу бога своего. » сказал царь јсфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов »зраилевых, из рода царского и кн€жеского, привЄл отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и пон€тливых дл€ вс€кой науки, и разумеющих науки, и смышлЄных и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и €зыку ’алдейскому. » назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред цар€. ћежду ними были из сынов »удиных ƒаниил, јнани€, ћисаил и јзари€Е » царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных ƒаниилу, јнании, ћисаилу и јзарии, и стали они служить пред царем. » во вс€ком деле мудрого уразумени€, о чЄм ни спрашивал их царь, он находил их в дес€ть раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всЄм царстве его. » был там ƒаниил до первого года цар€  ира (ѕерсидского)Ф (ƒан.1:1-6; 19-21).

    ¬о второй год царствовани€, Ќавуходоносору II, стали снитьс€ сны глобального масштаба: какое будущее ожидало ¬авилонское царство и тех стран, в состав которой они входили. √лавным объектом дл€ внимани€ €вл€лась ѕалестина, она занимала чрезвычайно выгодное географическое положение, где пересекались важнейшие сухопутные и морские пути древнего мира. ƒолгое врем€ ѕалестина считалась центром земли, вплоть до средневековь€.  роме этого, пророк ƒаниил, которому было суждено объ€сн€ть значение образов, приснившихс€ Ќавуходоносору, €вл€лс€ иудеем, поэтому и пророчество этих снов непосредственно указывало на судьбу сердца ѕалестины Ц древний город »ерусалим.

    Ќавуходоносор II Ц царь и опытный стратег военных походов, покоривший —ирию и ѕалестину, одержавший победу над ≈гипетским фараоном Ќехо II, про€вивший величайшую храбрость и мужество в бо€х с непри€тел€ми, вдруг просыпаетс€ в холодном поту, изнемога€ от ужаса, который его постиг, что даже сон, от страха своего забыл. —обрав к себе всех тайноведцев, гадателей, чародеев и халдеев стал требовать от них, под угрозой их жизни, рассказать ему, какой сон он видел и какое его может быть значение.  огда вавилонские мудрецы, от безвыходной ситуации, уже были готовы распроститьс€ со своей жизнью, пророк ƒаниил рассказал царю, сон и объ€снил его значение: У“ебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске сто€л он пред тобою, и страшен был вид его. ” этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глин€ные. “ы видел его, доколи камень не оторвалс€ от горы без содействи€ рук, ударил в истукана, в железные и глин€ные ноги его, и разбил их. “огда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделалс€ великой горой и наполнил всю землю. ¬от сон! —кажем пред царем и значение его. “ы, царь, царь царей, которому Ѕог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных ќн отдал в твои руки и поставил теб€ владыкой над всеми ими. “ы - это золота€ голова! ѕосле теб€ восстанет другое царство, ниже твоего, и ещЄ третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землЄй. ј четвЄртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробл€ет всЄ, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздробл€ть и сокрушать. ј что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделЄнное, и в нЄм останетс€ несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечной глиной. » как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. ј что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что они смешаютс€ через сем€ человеческое, но не сольютс€ одно с другим, как железо не смешиваетс€ с глиной. » в дни тех царств Ѕог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушитс€, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет сто€ть вечно, так как ты видел, что камень отторгнут, был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. ¬еликий Ѕог дал знать царю, что будет после сего. » верен этот сон, и точно истолкование его!Ф (ƒан.2:31-45).

»—“” јЌ     ¬ этом истукане, ƒаниил €сно дал пон€ть Ќавуходоносору II, что золота€ голова означает ¬авилонскую державу. ≈Є драгоценна€ внешность указывала на огромные успехи, каких царь смог добитьс€ в покорении себе других народов. » не только в этом он себ€ показал достойным правителем. ¬ современных раскопках древнего ¬авилона найдено множество клинописных дощечек, с надпис€ми посв€щенных царю Ќавуходоносору II, где воздают ему честь за заслуги в области культуры и религии. ќн много сделал в области законодательства, в укреплении столицы ¬авилона и расширении еЄ границ, а также возведение в ней новых роскошных зданий. ќн восстановил храм главного вавилонского божества ћардука, имеющего вид дракона, которому царь с особой преданностью поклон€лс€, укрепил городские стены и соорудил дл€ себ€ великолепный дворец, на крышах которого были разбиты знаменитые Увис€чие садыФ. ќни считались в древнем мире одним из семи чудес света. Ќавуходоносор построил их дл€ своей мидийской царицы, чтобы утешить еЄ тоску по холмам и лесам своей родины. —воим великолепием и роскошью ¬авилон превзошЄл цветущую и богатую столицу јссирии, Ќиневию.

    Ќа смену ¬авилонской державе, в 539 году до н.э. пришло ѕерсидское царство, основателем которого был царь  ир ¬еликий. Ёто царство не было столь же великим, как им€ еЄ цар€, поэтому в отличие от ¬авилона изображалось на истукане серебром. Ѕлагодар€  иру, изгнанные иудеи смогли возвратитьс€ в »ерусалим и начать строительство храма, Ѕогу яхве.  ир был заинтересован в том, чтобы при подготовке к войне с ≈гиптом можно было положитьс€ на народ, насел€вший ѕалестину, граничащую с этим государством.

    ¬ 331 году до н.э. после решающей битвы при √авгамелах, јлександр ћакедонский[50], представл€вший Утретье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землЄйФ, разгромил персов в пух и прах, и стал неограниченным властителем ¬остока. Ѕиблейское слово медь[51], может означать и бронзу (сплав меди с оловом), еЄ переносное значение представл€етс€ как: УнепреклонностьФ (¬торозаконие 28:23); УпрочностьФ (ћихей 4:13); и УупорствоФ (»саи€ 48:4). »менно такими качествами обладал јлександр, который в продолжение своего царствовани€, провЄл остаток своей жизни в военных походах и умер в ¬авилоне от мал€рии в возрасте 33-х лет. —о временем его военачальники разделили огромную империю на четыре части, образовав четыре эллинистических, то бишь, греческих царства.

    Ќаконец, в 30 году до н.э., четвЄртое царство –им Укрепкое, как железоФ поглощает своей мощьюкарта –имской империи греческие царства и врезультате многочисленных войн завоЄвывает јппенинский пролив и всЄ —редиземноморье. ¬ библейские времена –имска€ импери€ считалась всей вселенной, поэтому не удивительно, что когда »исус ’ристос сказал своим ученикам: У» проповедано будет сие ≈вангелие ÷арстви€ (Ќебесного) по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придЄт конец (существованию древнего »ерусалима)Ф, Ц ќн имел в виду именно всю территорию –имской империи (ћатф.24:14). јпостол ѕавел, за несколько лет до разрушени€ »ерусалима, использовал подобное выражение слов, когда объ€вил своим единомышленникам по вере о том, что это пророчество исполнилось: У» вас (учеников ’риста), бывших некогда отчуждЄнными и врагами (Ѕога), по расположению к злым делам, ныне примирил (Ѕог с —обою) в теле ѕлоти ≈го (»исуса), смертью ≈го, чтобы представить вас св€тыми и непорочными и неповинными пред —обою, если только пребываете, тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествовани€ (о ÷арстве Ќебесном), которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого €, ѕавел, сделалс€ служителемФ ( ол.1:21-23). “акже и евангелист Ћука дл€ своих современников писал пон€тной дл€ них формулировкой слов: У¬ те дни (когда родилс€ »исус) вышло от кесар€ јвгуста повеление сделать перепись по всей землеФ (Ћук.2:1. “ак же, сравните ƒе€ние 11:28; 24:5). “е же народы, которые не входили в состав –имской империи, считались некими варварами Ц далЄкими от истиной культуры и цивилизации.

    Ќо, это мировое государство –има со временем стало тер€ть свою прочность, из-за смешени€ римских граждан Ц подобных УжелезуФ, с народами порабощЄнных ими стран, которые в свою очередь, символизируют Угоршечную глинуФ. », как глина полностью не смешиваетс€ с железом, так и народы четвЄртого царства не смогли быть едины, как один народ. —тремление римл€н к аристократическому образу жизни, вытиснуло их из многих руковод€щих государственных должностей. јрми€ же стала состо€ть преимущественно из других народностей, которые в любой момент могли повернуть собственные оружи€ против своих же поработителей. ¬сЄ это усугубл€ло положение в стране.

    ¬ конце концов, разлагающуюс€ »мперию растеребило и обокрало восставшее местное население в завоеванных земл€х, в сочетании с вторжени€ми варваров в еЄ границы. ј внутренн€€ борьба римской элиты за власть и превосходство, окончательно привели »мперию в 395 году н.э. к еЄ разделу на ¬осточную и «ападную. ¬ 476 году, вождь германских наЄмников ќдоакр, снимает порфиру с малолетнего последнего императора –има, нос€щего, как бы в насмешку, им€ –омула јвгустула. „то касательно ¬осточной –имской империи, то она просуществовала ещЄ около 1000 лет. “аким образом, было разбито четвЄртое царство, а вместе с ним и весь УистуканФ, который символизировал смену мировых великих держав, под властью которых находилс€ древний »ерусалим в ожидании обещанного У—емениФ (»исуса ’риста).

    Ёто пророчество, было подсказкой дл€ израильского народа, во врем€ какой мировой империи у них на родине €витс€ ћесси€. ¬прочем, почти все пророчества ƒаниила, раскрыва€ взгл€д на разные стороны мировых событий, описывают, как и когда, среди еврейского божьего народа произойдЄт пришествие ћессии, а также последние дни существовани€ этого народа на земле.

    ¬ данном случае пророчество говорит, о том что Ув дни тех царствФ, которые составл€ли –имскую империю (Ужелезо, смешенное с глинойФ), УЅог небесныйФ воздвигнет небесное царство, над которым уже, никакое царство не будет иметь власти (оно Уне будет передано другому народуФ) и оно разрушит в будущем все царства мира, а само будет сто€ть вечно над всей вселенной. “о, что камень, разбивший истукана, был отторгнут от горы не рукой, означает, что —ам, ¬еликий Ѕог показал будущее этих четырЄх царств, пор€док смены которых ќн лично проконтролирует. » ни кто, и ни что этому не сможет помешать.

    ¬ следующей главе книги ƒаниила рассказываетс€, как Ѕог, за верность ≈го заповеди, не поклон€тьс€ идолам[52], спас от смерти, брошенных по приказу Ќавуходоносора в раскалЄнную до бела печь, —едраха, ћисаха и јвденаго[53], за то, что те не стали поклон€тьс€ золотому истукану возведЄнного этим царЄм (ƒаниил гл. 3).

   ѕозже, Ќавуходоносору приснилс€, ещЄ один пророческий сон, где по объ€снени€м ƒаниила за своЄ высокомерие перед Ѕогом, он будет скитатьс€ лишЄнный разума среди полевых зверей и диких птиц Ђсемь времЄнї. ј когда понимание, по истечению этого времени, к нему вернЄтс€, он снова приобретет прежнюю царскую славу и восс€дет на свой трон дл€ правлени€ государством. ”нижа€ и возвыша€ цар€ Ќавуходоносора, яхве показал всем люд€м на земле, что в его власти нет ни чего не возможного. » что пленные иудеи в ¬авилоне, которые уже разочаровались в своЄм возвращении на родину, несомненно, по истечении 7-ми дес€тков пророческих лет снова смогут вернутьс€ в разрушенный »ерусалим дл€ воссоздани€ своего царства, которое Ѕог не отн€л от них окончательно. „то, и произошло в 539 году до н.э., когда  ир ѕерсидский ночью овладел ¬авилоном. ¬ ту, роковую ночь, ƒаниил объ€снил царю ¬алтасару (соправителю своего отца Ќабонида[54]) значение, чудом по€вившейс€ надписи на стене, где пиршествовал этот царь. ќно означало, что Уисчислил Ѕог царство (¬алтасара) и положил конец емуФ (ƒаниил гл. 4,5).

    огда над царством халдеев[55] власть прин€л ƒарий ћид€нин, ƒаниил на тот момент €вл€лс€ одним из трЄх его кн€зей, которым, в свою очередь, подчин€лись 120 сатрапов (наместников). ѕо насто€нию своих завистливых сановников (военачальников) ƒарий велел бросить ƒаниила в львиный ров, но за честность перед самим собой и преданность Ѕогу, пророк был чудом спасЄн и невредим. Ёто указывало, на огромную веру ƒаниила в своего Ѕога яхве (ƒан. гл. 6. ≈вр. 11:33).

   

[50] ћакедони€ Ц царство граничаща€ с √рецией на севере.
[51] »з меди в те времена изготовл€ли оружие, что косвенно указывает на воинствующее царство.
[52]УЌе делай себе кумира и никакого изображени€ того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклон€йс€ им и не служи имФ (»сход 20: 4,5).
[53] “ак переименовали јнани€, ћисаила и јзари€.
[54] “о, что ¬алтасар в Ѕиблии называет Ќавуходоносора своим отцом, а не дедом, не удивительно. ѕон€тие УдедФ чуждо Ѕиблии, по этому все потомки рассматриваютс€ здесь, как сыновь€ и дочери родоначальника (срв. ћатф. 1:1).
[55] јрамейское полукочевое плем€, восприн€ло вавилонскую цивилизацию, заложив основу Ќововавилонского, или ’алдейского, царства (4÷ар. 25:4). ¬ ƒаниила 2:2,4,10; 4:4 слово Ђхалдеиї употребл€етс€ также как обозначение определЄнного разр€да вавилонских жрецов, занимавшихс€ толкованием снов и астрологией.

                                                   < ѕредыдущ.            —ледующа€ > 

                                                                     Ќа главную

ѕеревести эту страницу

 

bigmir)net TOP 100 яндекс цитировани€ ременчуг Online - городской портал статистика  аталог webplus.info –елиги€ и Ќаука ÷еркви.com –°–Г–†¬ї–°—У–†¬ґ–†¬±–°вАє –†—Ш–†—Х–†–Е–†—С–°вАЪ–†—Х–°–В–†—С–†–Е–†—Ц–†¬∞ –°–Г–†¬µ–°–В–†–Ж–†¬µ–°–В–†—Х–†–Ж